Министерство экономического

развития и торговли Российской

Федерации

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Государственный Университет –

Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Программа дисциплины

 

Отечественная история

 

 

 

 

Для направления/специальности _ – психология 

 

Курс: 1

Автор:__А.А.Селин

 

 

 

 

Согласовано УМО

___________________________

 

«      »                             200   г.

 

 

Одобрено на заседании кафедры.
Зав. кафедрой______________

 

«      »                             200   г.

 

 

 

Утверждено Советом Факультета

_________________________________

 

Председатель

_________________________________

 

«      »                             200   г.

 

 

Санкт-Петербург

2006

                   

Раздел 1. Пояснительная записка

Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук СПб ГУ-ВШЭ А.А.Селиным

 

Данный курс предназначен для студентов первого курса отделения психологии.

 

Он рассчитан на студентов, получивших базовые знания по курсу “История отечества” в рамках принятых стандартов средней школы, выверенных по рекомендованным Министерством образования учебникам с 7 по 11 класс.

Место курса в курса в системе дисциплин предусмотренных учебным планом

Курс Отечественной истории увязан с блоком преподаваемых ранее и параллельно гуманитарных дисциплин (курсы «Философия», «Социальная антропология»). Эти курсы дают представление об историческом развитии теоретической правовой и философской мысли, как западной, так и отечественной. В силу этого, понимание истории России будет облегчено полученными знаниями об историческом контексте развития западной цивилизации. Кроме того, материал курса является необходимой базой для лучшего освоения предмета «Культурология» в пятом модуле.

 

В целом значение курса можно охарактеризовать как базовое для последующего преподавания цикла гуманитарных дисциплин.

Цели и учебные задачи

Целью курса является углубленное изучение основных тенденций исторического развития России и понимание современности как следствия пройденного исторического пути.

Для этого ставятся следующие учебные задачи:

1.      Обеспечить знание ключевых фактов отечественной истории

2.      Наметить проблемные вопросы интерпретации фактов

3.      Создать понимание вариативности и недискретности исторического знания

4.      Повысить мотивацию изучения истории

Результаты

В результате изучения материала курса студенты должны обладать знаниями основных фактов истории России, понимать их значение, уметь выстраивать причинно-следственные связи исторического процесса. Кроме того, они должны развить навыки учебной работы, такие как работа с научными текстами (конспектирование, анализ, пересказ) и источниками (критическое отношение к содержанию, попытка интерпретации).

 

В силу того, что курс читается для будущих специалистов в сфере социальных наук, предполагается привлечь внимание студентов к современности как следствию исторического развития страны.

Формы контроля знаний и умений студентов.

 

Данный курс предусматривает проведение 9 семинарских и 10 лекционных занятий.

 

В качестве контроля предусмотрены доклад на семинаре и реферат.

 

Регулярные устные опросы на семинарских занятиях  позволяют контролировать текущую успеваемость студентов. Опрос состоит из вопросов по читаемым лекциям и заданному к семинару материалу (учебник и тексты).

 

В середине курса в качестве промежуточного контроля предусмотрено написание реферата. Список тем см. Раздел 3 – Тематика заданий.

 

Семинарские задания предусматривают подготовку студентами докладов по изучаемым темам (список тем см. раздел 3) или по темам, предложенным студентами и согласованным с преподавателем. Особой формой работы на семинаре являются обсуждения докладов с подготовленным оппонированием студентами внутри групп из двух – четырех человек.

 

 

Итоговая аттестация по предмету – зачет - в зависимости от степени успеваемости студентов может проводиться по накопительной системе.

Студент может быть аттестован по накопительной системе в случае конструктивной учебной работы (60% из 100% возможных) по следующим направлениям:

 

·        25% - Работа на семинаре, опросы

·        30%  - Доклад на семинаре

·        40% - реферат (исследовательская работа)

·        5% - Посещение лекций и семинаров

В случае неудовлетворительной накопительной оценки проводится зачет, из расчета максимальной оценки в 7 баллов.

Раздел 2. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение

Понятие «Русь»: нарицательное или собственное? Путь от соционима к этнониму и современные точки зрения. Проблема норманизма, востребованная в идеологии XVIII-XXI вв. Северо-Запад в эпоху раннего средневековья. Источники по истории Руси: возможны ли новые открытия?

Тема 2. Древнерусская эпоха

Киевская Русь: ученая конструкция или раннесредневековое государство? Крещение Руси и «византийский» выбор. Феномен раннесредневекового Новгорода. XII век: распад державы Рюриковичей и расцвет древнерусской культуры. «Слово о полку Игореве»: памятник какой эпохи? Монголо-татарское нашествие в отечественной исторической мифологии. Литовский феномен: путь для реконструкции домонгольского общества. Проблема континуитета в государственной идеологии раннемосковского времени. Монгольская и византийская составляющая в Московском княжестве (до Ивана III). Василий Темный и Дмитрий Шемяка: «витязь на распутье».

Тема 3. Становление Московского государства

Иван III и новый тип власти. Московское государство: вотчина великих князей. Государев двор: образование и развитие. Греки и итальянцы в Москве Ивана III. Москва и Литва: два пути развития. Присоединение Новгорода: символизм дат. Поместная система: продуманная реформа или случайная уступка войску? Насильственная смена элит в Новгородской и Смоленской землях: начало имперского строительства. Иван Грозный: феномен личности. Венчание на царство – что есть царство? Россия или Московское государство? Миф об «Избранной раде». Внешняя политика Грозного: инициатива монарха или давление служилого люда. «Казанское взятие»: новый этап имперского строительства.  Ливонская война: политический и культурный феномен. Разгром Новгорода: символика изнаночного мира русского средневековья. Итоги царствования Грозного. Наследники Грозного.

Тема 4. Смутное время и первые Романовы

Смута в отечественной историографии. Борис Годунов и Федор Романов. Механизмы передачи власти. Идея «истинного царя». Явление самозванчества. Смутное время: гражданская война или борьба сословий. Альтернативы Смуты: Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, Владислав, Карл Филипп, Михаил Романов. Движение Тушинского вора. Единство Московского государства: цель или средство. Новгород в годы Смуты: сепаратизм или претензия на региональное лидерство? Казанское государство Никанора Шульгина. Избрание Михаила Романова: соборное решение или насилие казаков. Кто победил в Смуту? Избрание Михаила Романова: конец Смуты или один из рубежей. Проблема распространения информации в Смуту. Избрание Михаила Романова: тушинский реванш или национальное воссоединение? Земские соборы: почему не прижился парламентаризм? Возвращение Филарета и политика обскурантизма. Столбово и Деулино. Подготовка к реваншу. Смоленская война и казнь М.Б.Шеина. Кредитование Швеции в Тридцатилетнюю войну. Военные расходы Московского государства в XVII веке: общеевропейская тенденция и русские особенности (Соляной бунт, «медная» авантюра. Соборное уложение: компромисс сословий на полтора столетия.

Тема 5. От Московского государства к Российской империи

Внешняя политика Алексея Михайловича: от А.Л.Ордина Нащокина до А.С.Морозова. Присоединение Украины как широкий компромисс на юге. Чигирин: первое прямое столкновение с Османской империей. Отмена местничества при Федоре Алексеевиче. Правление Софьи: реакция или реформы. Выбор между католическими и протестантскими странами. Переворот 1689 г. Великое посольство. Ингерманландия: культурный и религиозный феномен. Начало Великой Северной войны. Петербург: московский город или Северная Венеция. Мифы о строительстве Петербурга. Реформы Петра: цели и результаты. Указ о единонаследии: новый компромисс государства и дворянства. Бюрократизация как естественное продолжение тенденций развития страны в XVI-XVII вв. Внешнеполитические итоги Великой Северной войны. Мифы о Петре. Проблема преемственности власти.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

Преемники Петра: концепция дворцовых переворотов. Петербург после Петра. 1730 год: конституционная идея «верховников». Императрицы Анна и Елизавета: общее и различное. Мифы о Бироне. Манифест о вольности дворянства: следующий этап взаимоотношений власти и элиты. «Революция» 1762 г. Екатерина Великая: новое качество реформ. Развитие бюрократической системы во второй половине XVIII в. Судебная система Екатерины. Губернская реформа: поиск идеального административного деления. Имперская идея при Екатерине. Наследие Екатерининского царствования. Павел I – принятие наследства. Новации Павловского царствования. Шатания внешней политики в конце XVIII века. Переворот 11 марта 1801 г.

Тема 7. Российская империя от Александра I до Николая II

Надежды Александровского царствования. М.М.Сперанский. Присоединение Финляндии и первый парламент империи. Война 1812 г.: поиск союзников. Российская империя на Венском конгрессе. Польша: второй парламентский опыт на территории империи. Идея «Уставной грамоты». Междуцарствие и восстание на Сенатской площади. Николай I: трагизм бюрократической системы. Кавказская война. Внешняя политика Николая I: в плену иллюзий. Жандарм Европы. Катастрофа Крымской войны. Освобождение крестьян: опыт удачной реализации реформы. Реформы Александра II: государь как заложник системы. Русско-турецкая война: панславянская идея и империя. Александр III Миротворец: выбор союзников. Николай II: ответственность главы государства и потеря обратной связи. Революционные изменения 1905-1906 гг. I-IV Государственные думы. Партии Российской империи. Мировая война и путь к катастрофе.

Тема 8. Россия – СССР в ХХ столетии.

1917 год: альтернативы исторического выбора. Причины победы большевиков. Учредительное собрание. Военный коммунизм. Гражданская война и террор. «Третья сила» в гражданской войне. Кронштадт и Тамбовщина. 1920 год и путь к компромиссу. Подавление страны и внутрипартийная демократия. Запрет на фракции. Приход Сталина к власти. Год Великого перелома. «Коллективизация, индустриализация, культурная революция». Разгром оппозиции и миф о внешней угрозе. СССР и Германия в предвоенный период. СССР и Лига наций: попытка интегрироваться в мировую систему. Пакт Молотова-Риббентропа и начало II мировой войны. «Зимняя война». 22 июня 1941 года. Битва под Москвой. «Социалистическая» система и мобилизация народного хозяйства. Катастрофа лета 1942 г. Сталинградская битва. Кампания 1943 г.: возможности и достижения. «Десять Сталинских ударов». Окончание II мировой войны. Ядерное оружие и начало советско-американского противостояния. «Коллективное руководство» после смерти Сталина. Фигура Берия: мифы и действительность. ХХ съезд КПСС. Н.С.Хрущев: приход к власти, опасения и реалии. Альтернативы ответственности. Новый взгляд на отношения с окружающим миром. Переворот октября 1964 г. Идеи Косыгинских реформ. Л.И.Брежнев и концепция ограниченного суверенитета. Нефтяные цены и внутренняя политика 1970-х. Ю.В.Андропов: последний из сталинской плеяды. «Перестройка». Август 1991 г.

 

Раздел 3.    Учебно-методическое обеспечение дисциплины и тематика заданий

Методика проведения аудиторных занятий

В процессе аудиторных занятий задействуются преимущества мультимедийных технологий. Автором курса была разработана серия лекций-презентаций с использованием Power point, которые позволяют ознакомить студентов с разнообразным иллюстративным материалом, а также сфокусировать их внимание на наиболее важных моментах в процессе изложения материала.

Основная и дополнительная учебная литература:

Базовые учебники:

 

1.      Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1861. СПб., 2006.

2.      Верт Н. История Советского государства. М., 1994.

3.      История России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.; 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ПРОСПЕКТ, 2002.- 520 с.

 

Основная литература:

 

1.      Р.Г.Скрыннников. Русь IX-XVII в. СПб., 1999.

2.      С.Ф.Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве.

3.      Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд., испр. и доп. В 2-х томах. СПб., 2003.

 

Дополнительная учебная литература:

 

А.П.Толочко. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.; Киев, 2005.

Правящая элита Русского государства. IX-начло XVIII в. Очерки истории / Отв. Ред. А.П.Павлов. СПб., 2006.

А.А.Зимин. Витязь на распутье. М., 1991.

М.М.Кром. Меж Русью и Литвой. М., 1994.

М.Е. Бычкова Русское княжество и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г.: опыт сравнительно-исторического изучения политического строя. М., 1996

И.О.Тюменцев. Смута в России в начале XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999.

Е.В.Анисимов. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М., 1999.

Я.А.Гордин. Меж рабством и свободой. СПб., 1994.

Американская русистика. Т. 1-3. Самара, СамарГУ, 2001.

 

Интернет ресурсы:

 

Исторические источники:

http://old-rus.narod.ru

www.vostlit.info

www.auditorium.ru

 

Учебная литература:

http://ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

www.humanities.edu.ru

Темы семинарских занятий и реферата

Варяжская проблема. Норманизм и антинорманизм

Крещение Руси. «Язычество» и христианство

Киевская Русь и ее соседи: Европа,  Византия, Хазары

Повесть временных лет: литература или история?

Монголы и Русь: Иго или симбиоз культур

Альтернативы исторического развития Русских земель в XIII-XV вв.

«Витязь на распутье»: междоусобная война русских князей в середине XV века

Тысячный год и эсхатологические ожидания. Монастыри  XV века

Присоединение Новгорода Иваном III. Поместья и вотчины

Личность Ивана Грозного: мнения и оценки.

Титул «Всеа Руси»: реалии и амбиции

Опричнина Ивана Грозного: политический террор или попытка реформы. Опыты интерпретации опричнины в науке XIX-XX вв.

Московское государство: интеграционные процессы в XVI веке. Интеграция культурная и религиозная

Московское государство XVI-XVII вв. в записках иностранных путешественников.

Ливонская война: столкновение культур Запада и Востока

Смутное время: Первая гражданская война в России. Идея самозванчества. Василий Шуйский и идея конституционного управления.

Первые Романовы на престоле. Цари и патриархи

Земские соборы: причины неуспеха парламентаризма в Московском государстве

Военные реформы XVII века.

Соборное уложение: компромисс на полтора столетия

Направления внешней экспансии середины XVII века: Балтийское или Черное море?

Боярство и царская власть: колебания XVII века

Петровские реформы: движение на Запад или на Восток?

Дворцовые перевороты XVIII века

Конституционные проекты XVIII века

М.В.Ломоносов и идеологические основания империи.

Екатерина Великая и изменившаяся Россия

Павел Первый: русский Гамлет

Александр I. Путь к конституции или легитимизм

Декабристы: освободительное движение или дворцовый переворот

Николай I. «Сорок тысяч столоначальников»

Освобождение крестьян: кому это выгодно?

Реформы Александра II. Путь к конституционному строю?

Российская империя в конце XIX – начале ХХ в.

Альтернативы русской жизни в начале ХХ века. Причины победы большевиков

НЭП: альтернатива сталинизму или его причина?

Дискуссии в ВКП (б) 1920-х гг.

Сталинская эпоха. Культ личности: потребность народа или насилие над ним?

Участие СССР во II мировой войне

Политическая борьба начала 1950-х гг.: путь Берия и путь Хрущева.

Реформы Н.С.Хрущева: отказ от сталинизма или новый культ?

Брежневский СССР: доктрина ограниченного суверенитета.

Ю.В.Андропов: методы правления и реакция общества.

Перестройка и путч 1991 г.

 

Вопросы к зачету

  1. Норманнская теория и идеологические споры вокруг нее в XVIII-XXI вв.
  2. Договоры Руси с греками Х в.: источники, особенности, значение
  3. Крещение Руси и роль византийского наследия в ранней русской истории
  4. Государство первых Рюриковичей и его наследие. Древняя Русь в XII веке
  5. Древнерусские земли в XIII веке: общее и различное в истории
  6. Москва и Литва: альтернативы развития русских земель
  7. Василий Темный и Дмитрий Шемяка: династическая война середины XV века. Боярство
  8. Татарское и византийское наследие в московских государственный институтах
  9. Иван III. Становление Московской государственности
  10. Поместная система и генезис взаимоотношений государства и служилого человека XV-XVIII вв.
  11. Ливонская война и ее влияние на внутреннее положение в Московском государстве
  12. Борис Годунов: оценка личности и государственной деятельности
  13. Смутное время как поворотный момент отечественной истории
  14. Первые Романовы и выход из Смуты. Общее и различное в московских и европейских государственный институтах XVII века
  15. Внешняя политика царя Алексея Михайловича
  16. Реформы Петра: достижения, неудачи, значение
  17. Екатерина II. Новое качество реформирования
  18. Александр I. Принцип легитимизма во внешней политике
  19. Бюрократическая модель управления при императоре Николае I
  20. Реформы Александра II
  21. Политические изменения в Российской империи в 1905-1906 гг. Характеристика государственного устройства
  22. Революция 1917 года: кто победил?
  23. Сталинский режим. Принципы управления и социальная база
  24. Участие СССР во II мировой войне
  25. Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: общее и различное двух этапов политической истории СССР
  26. 1991 год: распад СССР и становление Российской государственности

Раздел 4. Тематический план изучения дисциплины.

 

Тема

Лекц.

Семинар.

Самостработа

Всего часов

1. Введение

2

2

4

8

2. Древнерусская эпоха

2

2

4

8

3. Становление Московского государства

2

2

4

8

4. Смутное время и первые Романовы

4

2

8

14

5. От Московского государства к Российской империи

2

2

4

8

6. Российская империя в XVIII веке.

2

2

4

8

7. Российская империя от Александра I до Николая II

4

4

8

20

8. Россия – СССР в ХХ столетии.

2

2

4

8

Реферат

 

 

30

30

ВСЕГО

20

18

70

108

 

Hosted by uCoz