Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации |
|
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственный Университет –
Высшая школа экономики
Санкт-Петербургский филиал
Кафедра
гуманитарных наук
Для
направления/специальности _ – психология
Курс: 1
Автор:__А.А.Селин
Согласовано
УМО ___________________________ « » 200 г. |
|
Одобрено на заседании кафедры. « » 200 г. |
|
|
Утверждено Советом Факультета _________________________________ Председатель _________________________________ « » 200 г. |
Санкт-Петербург
2006
Раздел 1. Пояснительная
записка
Программа
курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук СПб ГУ-ВШЭ А.А.Селиным
Данный курс предназначен для студентов первого курса отделения психологии.
Он рассчитан на студентов, получивших базовые знания по курсу “История
отечества” в рамках принятых стандартов средней школы, выверенных по
рекомендованным Министерством образования учебникам с 7 по 11 класс.
Место курса в курса в системе дисциплин
предусмотренных учебным планом
Курс Отечественной истории увязан с блоком преподаваемых ранее и
параллельно гуманитарных дисциплин (курсы «Философия», «Социальная антропология»).
Эти курсы дают представление об историческом развитии теоретической правовой и
философской мысли, как западной, так и отечественной. В силу этого, понимание
истории России будет облегчено полученными знаниями об историческом контексте
развития западной цивилизации. Кроме того, материал курса является необходимой
базой для лучшего освоения предмета «Культурология» в пятом модуле.
В целом значение курса можно охарактеризовать как базовое для последующего
преподавания цикла гуманитарных дисциплин.
Цели и учебные задачи
Целью курса является углубленное изучение основных тенденций
исторического развития России и понимание современности как следствия
пройденного исторического пути.
Для этого ставятся следующие учебные задачи:
1. Обеспечить знание ключевых фактов
отечественной истории
2. Наметить проблемные вопросы интерпретации
фактов
3. Создать понимание вариативности и недискретности исторического знания
4. Повысить мотивацию изучения истории
Результаты
В результате изучения материала курса студенты должны обладать знаниями
основных фактов истории России, понимать их значение, уметь выстраивать
причинно-следственные связи исторического процесса. Кроме того, они должны
развить навыки учебной работы, такие как работа с научными текстами
(конспектирование, анализ, пересказ) и источниками (критическое отношение к
содержанию, попытка интерпретации).
В силу того, что курс читается для будущих специалистов в сфере
социальных наук, предполагается привлечь внимание студентов к современности как
следствию исторического развития страны.
Формы контроля знаний и умений студентов.
Данный курс предусматривает проведение 9 семинарских и 10 лекционных
занятий.
В качестве контроля предусмотрены доклад на семинаре и реферат.
Регулярные устные опросы на семинарских занятиях позволяют контролировать текущую успеваемость
студентов. Опрос состоит из вопросов по читаемым лекциям и заданному к семинару
материалу (учебник и тексты).
В середине курса в качестве промежуточного
контроля предусмотрено написание реферата. Список тем см. Раздел 3 –
Тематика заданий.
Семинарские задания предусматривают подготовку студентами докладов по
изучаемым темам (список тем см. раздел 3) или по темам, предложенным студентами
и согласованным с преподавателем. Особой формой работы на
семинаре являются обсуждения докладов с подготовленным оппонированием
студентами внутри групп из двух – четырех человек.
Итоговая аттестация по предмету –
зачет - в зависимости от степени успеваемости студентов может проводиться по
накопительной системе.
Студент может быть аттестован по накопительной
системе в случае конструктивной учебной работы (60% из 100% возможных)
по следующим направлениям:
·
25% -
Работа на семинаре, опросы
·
30% -
Доклад на семинаре
·
40% - реферат
(исследовательская работа)
·
5% -
Посещение лекций и семинаров
В случае неудовлетворительной накопительной оценки
проводится зачет, из расчета максимальной оценки в 7 баллов.
Раздел 2. Содержание
дисциплины
Тема 1. Введение
Понятие «Русь»: нарицательное или собственное? Путь от соционима к этнониму и современные точки зрения. Проблема норманизма, востребованная в идеологии XVIII-XXI вв. Северо-Запад в эпоху раннего средневековья. Источники по истории Руси: возможны ли новые открытия?
Тема 2. Древнерусская эпоха
Киевская Русь: ученая конструкция или раннесредневековое государство? Крещение Руси и «византийский» выбор. Феномен раннесредневекового Новгорода. XII век: распад державы Рюриковичей и расцвет древнерусской культуры. «Слово о полку Игореве»: памятник какой эпохи? Монголо-татарское нашествие в отечественной исторической мифологии. Литовский феномен: путь для реконструкции домонгольского общества. Проблема континуитета в государственной идеологии раннемосковского времени. Монгольская и византийская составляющая в Московском княжестве (до Ивана III). Василий Темный и Дмитрий Шемяка: «витязь на распутье».
Тема 3. Становление Московского государства
Иван III и новый тип власти. Московское государство: вотчина великих князей. Государев двор: образование и развитие. Греки и итальянцы в Москве Ивана III. Москва и Литва: два пути развития. Присоединение Новгорода: символизм дат. Поместная система: продуманная реформа или случайная уступка войску? Насильственная смена элит в Новгородской и Смоленской землях: начало имперского строительства. Иван Грозный: феномен личности. Венчание на царство – что есть царство? Россия или Московское государство? Миф об «Избранной раде». Внешняя политика Грозного: инициатива монарха или давление служилого люда. «Казанское взятие»: новый этап имперского строительства. Ливонская война: политический и культурный феномен. Разгром Новгорода: символика изнаночного мира русского средневековья. Итоги царствования Грозного. Наследники Грозного.
Тема 4. Смутное время и первые Романовы
Смута в отечественной историографии. Борис Годунов и Федор Романов. Механизмы передачи власти. Идея «истинного царя». Явление самозванчества. Смутное время: гражданская война или борьба сословий. Альтернативы Смуты: Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, Владислав, Карл Филипп, Михаил Романов. Движение Тушинского вора. Единство Московского государства: цель или средство. Новгород в годы Смуты: сепаратизм или претензия на региональное лидерство? Казанское государство Никанора Шульгина. Избрание Михаила Романова: соборное решение или насилие казаков. Кто победил в Смуту? Избрание Михаила Романова: конец Смуты или один из рубежей. Проблема распространения информации в Смуту. Избрание Михаила Романова: тушинский реванш или национальное воссоединение? Земские соборы: почему не прижился парламентаризм? Возвращение Филарета и политика обскурантизма. Столбово и Деулино. Подготовка к реваншу. Смоленская война и казнь М.Б.Шеина. Кредитование Швеции в Тридцатилетнюю войну. Военные расходы Московского государства в XVII веке: общеевропейская тенденция и русские особенности (Соляной бунт, «медная» авантюра. Соборное уложение: компромисс сословий на полтора столетия.
Тема 5. От Московского государства к
Российской империи
Внешняя политика Алексея Михайловича: от А.Л.Ордина
Нащокина до А.С.Морозова. Присоединение Украины как
широкий компромисс на юге. Чигирин: первое прямое
столкновение с Османской империей. Отмена местничества при Федоре Алексеевиче. Правление
Софьи: реакция или реформы. Выбор между католическими и протестантскими
странами. Переворот
Тема 6. Российская империя в XVIII веке.
Преемники Петра: концепция дворцовых переворотов. Петербург
после Петра. 1730 год: конституционная идея «верховников».
Императрицы Анна и Елизавета: общее и различное. Мифы о Бироне. Манифест о
вольности дворянства: следующий этап взаимоотношений власти и элиты. «Революция»
Тема
7. Российская империя от Александра I
до Николая II
Надежды Александровского царствования. М.М.Сперанский. Присоединение
Финляндии и первый парламент империи. Война
Тема
8. Россия – СССР в ХХ столетии.
1917 год: альтернативы
исторического выбора. Причины победы большевиков. Учредительное собрание.
Военный коммунизм. Гражданская война и террор. «Третья сила» в гражданской
войне. Кронштадт и Тамбовщина. 1920 год и путь к компромиссу. Подавление страны
и внутрипартийная демократия. Запрет на фракции. Приход Сталина к власти. Год
Великого перелома. «Коллективизация, индустриализация, культурная революция».
Разгром оппозиции и миф о внешней угрозе. СССР и Германия в предвоенный период.
СССР и Лига наций: попытка интегрироваться в мировую систему. Пакт Молотова-Риббентропа и начало II мировой
войны. «Зимняя война». 22 июня 1941 года. Битва под Москвой. «Социалистическая»
система и мобилизация народного хозяйства. Катастрофа лета
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение
дисциплины и тематика заданий
Методика проведения аудиторных
занятий
В
процессе аудиторных занятий задействуются преимущества мультимедийных
технологий. Автором курса была разработана серия лекций-презентаций с
использованием Power point, которые позволяют ознакомить студентов с
разнообразным иллюстративным материалом, а также сфокусировать их внимание на
наиболее важных моментах в процессе изложения материала.
Основная и дополнительная учебная литература:
Базовые
учебники:
1. Филюшкин А.И. История России с
древнейших времен до 1861. СПб., 2006.
2. Верт Н. История Советского
государства. М., 1994.
3. История России с древнейших времен до
наших дней / Орлов А.С.,
Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.,
Сивохина Т.А.; 2-е изд. перераб. и доп.- М.:
ПРОСПЕКТ, 2002.- 520 с.
Основная литература:
1. Р.Г.Скрыннников. Русь IX-XVII в.
СПб., 1999.
2. С.Ф.Платонов. Очерки по
истории Смуты в Московском государстве.
3. Б. Н. Миронов. Социальная
история России периода империи (XVIII—начало XX в.): Генезис личности,
демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд.,
испр. и доп. В 2-х томах. СПб., 2003.
Дополнительная
учебная литература:
А.П.Толочко. «История Российская» Василия Татищева: источники и
известия. М.; Киев, 2005.
Правящая
элита Русского государства. IX-начло XVIII в. Очерки истории / Отв. Ред.
А.П.Павлов. СПб., 2006.
А.А.Зимин.
Витязь на распутье. М., 1991.
М.М.Кром. Меж Русью и Литвой. М., 1994.
М.Е.
Бычкова Русское княжество и Великое княжество Литовское с конца XV в. до
И.О.Тюменцев. Смута в России в начале XVII столетия. Движение
Лжедмитрия II. Волгоград, 1999.
Е.В.Анисимов.
Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М., 1999.
Я.А.Гордин. Меж рабством и свободой. СПб., 1994.
Американская
русистика. Т. 1-3. Самара, СамарГУ, 2001.
Интернет
ресурсы:
Исторические
источники:
http://
Учебная
литература:
Темы семинарских занятий и реферата
Варяжская проблема. Норманизм и антинорманизм
Крещение Руси. «Язычество» и христианство
Киевская Русь и ее соседи: Европа, Византия, Хазары
Повесть временных лет: литература или история?
Монголы и Русь: Иго или симбиоз культур
Альтернативы исторического развития Русских земель в XIII-XV вв.
«Витязь на распутье»: междоусобная война русских князей в середине XV века
Тысячный год и эсхатологические ожидания. Монастыри XV века
Присоединение Новгорода Иваном III. Поместья и вотчины
Личность Ивана Грозного: мнения и оценки.
Титул «Всеа Руси»: реалии и амбиции
Опричнина Ивана Грозного: политический террор или попытка реформы. Опыты интерпретации опричнины в науке XIX-XX вв.
Московское государство: интеграционные процессы в XVI веке. Интеграция культурная и религиозная
Московское государство XVI-XVII вв. в записках иностранных путешественников.
Ливонская война: столкновение культур Запада и Востока
Смутное время: Первая гражданская война в России. Идея самозванчества. Василий Шуйский и идея конституционного управления.
Первые Романовы на престоле. Цари и патриархи
Земские соборы: причины неуспеха парламентаризма в Московском государстве
Военные реформы XVII века.
Соборное уложение: компромисс на полтора столетия
Направления внешней экспансии середины XVII века: Балтийское или Черное море?
Боярство и царская власть: колебания XVII века
Петровские реформы: движение на Запад или на Восток?
Дворцовые перевороты XVIII века
Конституционные проекты XVIII века
М.В.Ломоносов и идеологические основания империи.
Екатерина Великая и изменившаяся Россия
Павел Первый: русский Гамлет
Александр I. Путь к конституции или легитимизм
Декабристы: освободительное движение или дворцовый переворот
Николай I. «Сорок тысяч столоначальников»
Освобождение крестьян: кому это выгодно?
Реформы Александра II. Путь к конституционному строю?
Российская империя в конце XIX – начале ХХ в.
Альтернативы русской жизни в начале ХХ века. Причины победы большевиков
НЭП: альтернатива сталинизму или его причина?
Дискуссии в ВКП (б) 1920-х гг.
Сталинская эпоха. Культ личности: потребность народа или насилие над ним?
Участие СССР во II мировой войне
Политическая борьба начала 1950-х гг.: путь Берия и путь Хрущева.
Реформы Н.С.Хрущева: отказ от сталинизма или новый культ?
Брежневский СССР: доктрина ограниченного суверенитета.
Ю.В.Андропов: методы правления и реакция общества.
Перестройка и путч
Вопросы к зачету
Тема |
Лекц. |
Семинар. |
Самостработа |
Всего часов |
1. Введение |
2 |
2 |
4 |
8 |
2. Древнерусская эпоха |
2 |
2 |
4 |
8 |
3. Становление Московского государства |
2 |
2 |
4 |
8 |
4. Смутное время и первые Романовы |
4 |
2 |
8 |
14 |
5. От Московского государства к Российской империи |
2 |
2 |
4 |
8 |
6. Российская империя в XVIII веке. |
2 |
2 |
4 |
8 |
7. Российская империя от Александра I до Николая II |
4 |
4 |
8 |
20 |
8. Россия – СССР в ХХ столетии. |
2 |
2 |
4 |
8 |
Реферат |
|
|
30 |
30 |
ВСЕГО |
20 |
18 |
70 |
108 |