Заметка о Семеновском монастыре1

Судьбы многих Ладожских храмов и монастырей в XVI в. являют собой большую загадку. Неясна судьба упомянутых в писцовой книге Дм.Китаева 1500 года церквей св. Петра2 и Спаса3, мало данных о местоположении Рождественского монастыря4, почти нет сведений о церкви Козьмы и Демьяна на Победище. В настоящее время, пожалуй, только история Никольского монастыря в этом столетии достаточно подробно исследована (Бранденбург 1896: 59; Гусева 1997).

Проблема истории Семеновского монастыря в Ладоге была поднята еще Н.Е.Бранденбургом, многие исследователи до сих пор не исключают, что это был седьмой каменный храм Ладоги XII в. (ср., к примеру статью С.В.Лалазарова в настоящем сборнике). О самой Семеновской церкви в Ладоге известно чрезвычайно мало. Писцовая книга Дм. Китаева упоминает ее священника (НПК 1868: 960), а также небольшие владения "Семиона Святого из Ладоги" в Ярвосольском погосте (ВОИДР 1851: 463.). Позднее упоминание о священнике Семеновской церкви в Ладоге мы встречаем в Книге записей Софийской пошлины 1576/77 гг. (Книга 1576/77: 130 об.). После Смутного времени сведений о Семеновской церкви в Ладоге нет. Н.Е.Бранденбург гораздо шире датировал существование Семеновской церкви в Ладоге. По мнению, этот храм "исчез до 1711 года". Однако, молчание источников о Семеновской церкви в XVII веке указывает, как нам представляется на то, что она не возобновлялась после Смуты.

Локализация Семеновской церкви была осуществлена Н.Е.Бранденбургом на основании сведений о памятном кресте с надписью, стоявшим на месте бывшей Семеновской церкви, датированном январем 1711 г. (Бранденбург 1896: 42-43.) Храм, вероятно, находился близ Успенского монастыря, на месте построенной в XIX в. Крестовоздвиженской церкви, на правом берегу ручья Грубица.

В нашей небольшой заметке мы обратим внимание на последнее из зафиксированных нами упоминание Семионовского монастыря. Оно относится к 1612 г. и содержится в дозорной книге Корельской половины Водской пятины, составленной в годы существования полунезависимого Новгородского государства.

Как мы упоминали выше, монастырь владел землями в Ярвосольском погосте. По писцовой книге 1500 г. это была небольшая волость на речке Назье (4 деревни, 3 из которых имели в своем названии топоним "Поречье). В конце XVI - начале XVII вв. монастырь выстраивает в своем вотчинном селе Поречье церковь во имя св. Семиона Богоприимца. Так об этом повествует дозорная книга: "Да Ярусольского погоста вотчина Семиона Богоприимца. Сельцо Поречье, а в нем храм Семион Богоприимец, (в) поп Юрий Мосеев да диячок Левка, живет с отцом, (в) понамарь Сенка Мокеев, да бобыль Ромашко, кормитца от миру по наймам <...> А у них грамота царя Феодора Ивановича Всеа Русии, что им тягла не тянути за приписью дьяка Ивана Нарманского и за печатью <...> А на дозоре были с Михайлом и с Иваном Семена Богоприимца священник Юрий Мосеев да священник Николы Чюдотворца с Воронья Ондреище Родионов" (Дозорная 1612).

Таким образом, Семеновский монастырь и в начале XVII в. представлял собой значительное хозяйственное образование. Его исчезновение, по всей видимости, относится уже ко времени отхода шведов из Новгородского и Ладожского уездов. Ранее у нас вообще были сомнения, что Семионовская церковь была главным храмом одноименного монастыря. Считать Семеновскую церковь монастырем на основании того, что в описании Ярвосольского погоста его владения были описаны в разряде монастырских земель оснований нет; часто под этой категорией описывались и церковные земли, а других указаний на то, что Семеновская церковь была монастырской мы не имеем. Возможно, приводимые нами сведения - все же подтверждение того, что Семеновский храм был монастырским. Строительство церкви в своей вотчине приходским храмом - явление для Новгородской земли необычное, для подгородного же монастыря это - скорее правило (ср. строительство Никольским Медведским монастырем храмов в рыбачьих рядках по берегу Ладожского озера в течение XVI в. - Селин 1996).

Литература

Амвросий 1811 - архим. Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. Т.3. М., 1811.

Бранденбург 1896 - Бранденбург Н. Е. Старая Ладога. СПб., 1896.

Васильев 1995 - Васильев Б.Г. К истории древних церквей северной части посада Ладоги // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга (1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов. Вып. 8.

ВОИДР 1851 - Переписная и окладная книга Водской пятины. Вторая половина / Публ. М.А.Оболенского // ВОИДР. Т. 11. М., 1851.

Гусева 1997 - Гусева О. Г. Об освящении храмов и дате "возобновления" Староладожского Никольского собора в XVI в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 60-64.

Дозорная 1612 - Дозорная книга Водской пятины (Корельской половины). 1612 // ГАШ // СПбФИРИ, м/ф 349 (без пагинации)

Зверинский 1897 - Зверинский В.В. Материалы для топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. М., 1897.

Кирпичников 1985 - Кирпичников А.Н. Посад средневековой Ладоги // Средневековая Ладога. Л., 1985

Книга 1576/77 - Книга записи Софийской пошлины // ОР РНБ, Соф., 1548.

Мильчик 1995 - Мильчик М.И. Градостроительные аспекты развития Старой Ладоги // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга (1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов. Вып. 8.

НПК 1868 - Новгородские писцовые книги, издаваемые Императорской археографической комиссией. СПб., 1868.

Прудников 1995 - Прудников О.А. Относительная хронология Ладожских храмов XII в. // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга (1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов. Вып. 8. С.133-134

Селин 1996 - Селин А.А. К исторической географии Ладожского уезда (Неизвестный отрывок писцовой книги 1563-1564 г.) // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 225-228.

Царская грамота 1682 - Царская грамота новгородскому воеводе Ив.Бутурлину о владении Ладожскому Успенскому монастырю вотчинами и рыбными ловлями на основании прежних жалованных грамот. 1682. 25.02 // ДАИ. Т. 9. СПб., 1875. № 94. С. 203-204.

Примечания

Данная статья написана при поддержке гранта РГНФ № 99-01-00252 "Историческая география Северо-Запада Новгородской земли".

2 В Ладоге в начале XVI в. существовала каменная церковь во имя св. Петра. В нашем распоряжении есть только одно упоминание об этой церкви в писцовой книге Дм. Китаева, в той ее части, которая описывает расположение дворов Ладожского посада (НПК 1868: 959-960). Ни одного описания этого храма, ни одного упоминания о церковных причетниках этой церкви в нашем распоряжении нет. Церковь св. Петра локализована А.Н.Кирпичниковым на коренном левом берегу р. Ладожки, выше ее слияния с Заклюкой, в районе современного Музейного переулка с. Старая Ладога (Кирпичников 1985: 178.). Существуют мнения о том. что церковь св. Петра была католической, впрочем, не вполне аргументированные (Васильев 1995: 72.)

3 Спасская церковь в Ладоге, возникшая в XII в., в письменных источниках упоминается крайне мало. Известно лишь одно указание на существование в XVI в. этой церкви в Ладоге - упоминание писцовой книгой Дм. Китаева 1500 г. священника и сторожа этого храма. Как полагают многие исследователи, Спасская церковь являлась центром Спасского конца Ладоги XVI в. (Кирпичников 1985; Мильчик 1995: 123. Есть, впрочем, и противные мнения: Прудников 1995: 133-134.) В более поздних документах ни описания церкви, ни имен Спасских священников не указывается. Надо полагать, храм исчез уже в середине XVI в. Спасская церковь была археологически исследована Н.Е.Бранденбургом в конце XIX столетия. По сведениям, приводимым этим исследователем, в середине XVIII в., а также в 1813-1857 на месте этого храма существовала часовня. После раскопок Н.Е.Бранденбурга, по его инициативе, на месте Спасской церкви была выстроена новая кирпичная часовня, существующая и поныне.

4 Рождественский монастырь в Ладоге крайне скудно представлен в источниках. Впервые о Рождественской церкви мы узнаем из писцовой книги Дм. Китаева 1500 г. В ней же отмечены и владения Рождественского монастыря (ВОИДР 1851: 39). Писцовая книга 1568 г. отмечает, что монастырь был девичьим. Позднее священник Рождественской церкви в Ладоге упомянуты в Книге записей Софийской пошлины 1576/77 гг., а после Смутного времени о Рождественском монастыре в известных нам источниках ничего не сказано. По данным архим. Амвросия, в 1624 и 1628 гг. Рождественский Горицкий монастырь (с церковью Рождества Христова) был уже упразднен (Амвросий 1811: 743). Упоминания о Рождественском монастыре с Гориц в последний раз встречаются в документах конца XVII в. (Царская грамота 1682). По мнению Н.Е.Бранденбурга, Рождественский Ладожский монастырь располагался в южной части Ладоги, к западу от Никольского монастыря (Бранденбург 1896: 56). Исследователь пользовался для локализации местоположения монастыря материалами Генерального межевания). http://www.clinicist.ru/ запись на прием к лучшим аллергологам.

Hosted by uCoz