А.А.Магола, А.А.Селин
Керамический комплекс Тесовского погоста
За 3 года археологических исследований Тесовского погоста было собрано
порядка 15000 фрагментов керамики. Материал разбирался пакетами поквадратно
и послойно. Плохая сохранность культурного слоя на памятнике (в течение
300-400 лет слой пропахивался на всю глубину) накладывает отпечаток на
облик керамического материала. Керамика фрагментирована, сильно перемешана
(разновременная керамика встречается как под дерном, так и на материке).
Археологически целых форм не обнаружено. Для статистического подсчета керамика
была разделена на группы по технике изготовления и по цвету теста. Отдельно
подсчитывалось количество отдельных частей сосудов (венчики, донца, орнаментированные
фрагменты по разным видам орнамента).
Керамика на памятнике представлена различная по времени бытования,
вплоть до современной. Лепная и раннегончарная керамика представлена единичными
фрагментами. Наибольшее количество составляет гончарная керамика бурого
цвета (70%). Вторая по количеству группа - более поздняя по времени бытования
белостенная керамика различных оттенков (голубоватая, желтоватая, розовая
и пр.). Отдельную группу составляет керамика красно-кирпичного цвета. Особо
подсчитывались фрагменты с поливой. Полива встречается на фрагментах красно-кирпичного
цвета, в отдельных случаях - на белостенных. Поливная красно-кирпичная
керамика составляет довольно большой процент от всей краснокирпичной (примерно
1/3). Возможно, на красно-кирпичных фрагментах без поливы последняя просто
не сохранилась (здесь мы руководствуемся тем, что тесто и техника изготовления
всей группы красно-кирпичной керамике идентична). Также выделена небольшая
группа черной керамики.
В 2000 г. в одной из ям встречены фрагменты бурого гончарного донца
с клеймом. Пока это единичный случай находки клейменой посуды на памятнике.
По вещевому инвентарю материал из ямы датируется XII-XIII вв.
Гончарная керамика всех групп в подавляющем большинстве случаев в изломе
дает серый цвет, что связано с плохим качеством обжига. Кроме того, на
поверхности сосудов часто встречаются черные пятна, "уходящие вглубь" стенок.
В качестве примеси почти всегда используется мелкий и средний песок. В
единичных случаях в качестве примеси к тесту бурой керамики используется
дресва. Вся керамика довольно плотная. Встречено несколько расслоившихся
фрагментов (возможно, плохо выделанная керамика в условиях памятника просто
не сохранялась). Довольно много ошлакованной керамики. В основном это керамика
бурого цвета. Иногда на поливных фрагментах присутствуют следы "вскипания"
(или некачественного изготовления) - мелкие застывшие пузырьки на поливе.
Перепахивание культурного слоя привело к тому, что керамика представлена
мелкими фрагментами. Ее размеры не позволяют говорить о форме сосудов в
целом, что крайне затрудняет какие-либо построения в данной области. Из-за
размеров сохранившихся фрагментов в большинстве случаев невозможно восстановить
не только примерный профиль сосуда или какую-то значительную его часть,
но даже его диаметр.
Основные мотивы орнаментации - линия и волна (однорядная и многорядная).
Выяснение композиции проблематично в связи с фрагментарностью материала.
На памятнике встречено несколько десятков фрагментов с орнаментацией, сделанной
штампом: зубчатым (с круглыми и прямоугольными зубцами) и похожим на отпечаток
"веревочки на палочке". Периодически встречается валик со штампом. Единично
представлен "тычковый" орнамент, сделанный под разным углом (выстраивается
в единую горизонтальную линию), он встречен на белостенной керамике. Кроме
того, есть несколько фрагментов с ногтевыми вдавлениями и другие.
Керамический материал на поселении Тесовский погост является основным
индикатором непрерывности его существования. Единичные фрагменты лепной
керамики на памятнике позволяют предполагать, что поселение появилось в
период исчезновения лепной керамики и смены ее гончарной (рубеж X-XI
вв.). Предварительный анализ позволяет говорить, что на памятнике представлена
керамика, бытовавшая на протяжении всего периода XI-XX вв.